О методе позитивной психотерапии Печать E-mail

 

О МЕТОДЕ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ОСНОВАТЕЛЬ МЕТОДА, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Основоположник метода Позитивной Психотерапии Носсрат Пезешкиан - президент Немецкого общества Позитивных психотерапевтов и директор Международного Центра Позитивной Психотерапии, транскультурной психиатрии и психосоматической медицины, Почетный профессор НИИ им. В.М.Бехтерева (Россия), Почетный член Российской МОО «Ассоциация Позитивной Психотерапии», Заведующий психиатрическим отделением Американского медицинского центра. Д-р медицины, врач-психиатр и невропатолог, родился в 1933 году в Персии, с 1954 года проживал в Германии. Образование получил в Германии, Швейцарии и США. Метод базируется на 40-летней практике основателя.

 

Позитивная психотерапия основана на транскультуральных исследованиях более 20 культур и является новым методом, новым подходом к человеку, который преследует в основном следующие цели: лечение (психотерапевтический аспект), воспитание и профилактику (педагогический аспект), развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект) и взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).

 

В Германии, на родине позитивной психотерапии, этот метод входит в десятку основных методов психотерапии, рекомендованных к применению. Исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденским институтом последипломного образования под руководством доктора мед. наук Носсрата Пезешкиана, в 1997 г. было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард-Мартен-Прайс). Таким образом, позитивная психотерапия стала одним из немногих психотерапевтических методов, получивших научное обоснование эффективности.
Висбаденский Институт последипломного образования по психотерапии и семейной терапии (WIPF) уполномочен Врачебной палатой земли Гессен проводить полное последипломное обучение врачей в области психотерапии, а Висбаденская Академия уполномочена Гессенским контрольным ведомством по врачебно-медицинским профессиям проводить полное психотерапевтическое обучение психологов, детских и юношеских психотерапевтов. Программа WIPF признана Европейской Ассоциацией (согласно пункту 5 Положения о Европейском Сертификате по психотерапии от 29 июня 1997 г.) соответствующей стандартам Европейского Сертификата по Психотерапии. Полная программа последипломной подготовки специалистов по психотерапии, рассчитана на 4000 часов в течение 5 лет.
«С 1968 года я работаю над новым методом психогигиены и психотерапии. Я пытался исследовать поведение и конфликты пациентов с точки зрения, которая отличалась от общепринятой. Стимулом для создания этого нового метода, возможно, послужило то, что я сам нахожусь в транскультурной ситуации.

 

Результатом новейшей истории стало то, что национальные, этнические и культурные группы открыли себя для внешнего мира, то есть для других групп. Эта тенденция порождает новые возможности, которые мы рассмотрим как транскультурные проблемы. Они, очевидно, могут быть сведены к двум основным вопросам:
1. Что общего имеют все люди?
2. Чем они различаются?

 

Основой для характеристики любой группы являются нормы, действующие в группе и воспроизводимые индивидуумом как психосоциальные нормы с эмоциональными проявлениями.
Исходя из этого, мое внимание привлекло значение социальных стандартов в социализации и развитии межличностных и внутрипсихических конфликтов. Я обнаружил, что у пациентов на Востоке так же, как в Европе и в Америке, за имеющимися симптомами стояли конфликты, истоки которых, как правило, лежали в некоторых повторяющихся поведенческих стандартах. Этот опыт и размышления побудили меня, в том числе и в контексте терапии, рассматривать индивидуума не только изолированно, но и в контексте его межличностных отношений и (как и в случае с моей собственной судьбой) в его «транскультурной» ситуации, в контексте того, что сделало его тем, кто он есть. Транскультурный подход пронизывает всю позитивную психотерапию. Частью моей работы стало исследование взаимоотношений между культурой и заболеванием и между культурными концепциями в двадцати разных культурных группах». Носстрат Пезешкиан
Книги Н.Пезешкиана переведены больше, чем на 20 языков мира.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА

 

Развиваемая Н.Пезешкианом с 1968 года в Германии Позитивная психотерапия первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974). Своё имя метод получил от латинского слова «POSITUM», что означает: фактическое, данное.
Н.Пезешкиан определяет этот метод как - гуманистический, глубинно психологически ориентированный метод психотерапии с транскультуральной точкой зрения, с новыми техниками в русле клиент центрированной и ориентированной на ресурсы краткосрочной психотерапии»  (Н. Пезешкиан 1995; 1996).
Метод Позитивной Психотерапии относится к гуманистическим, транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам.

 

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ

 

Метод Позитивной Психотерапии - это метод по восстановлению и поддержанию психического здоровья и развития потенциала человека.
Позитивная Психотерапия рассматривает человека, как единство тела, разума, эмоций и духа. Целью консультационного процесса является развитие осознанных и неосознаваемых человеком способностей и гармонизации его повседневной жизни.
Модель Позитивной Психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а стремится понять человека в его жизненной ситуации, в которой у него появляются нарушения, заболевания. Человеку даны ресурсы и способности, с помощью которых он может преодолевать трудности и решать свои проблемы. Позитивная Психотерапия дает возможность восстановить к ним доступ. В основе лежит транскультурный образ мышления, который включает многообразие индивидуальных, семейных и культурно обусловленных явлений и единство в этом разнообразии.

Позитивная психотерапия базируется на 3 принципах:
1.    позитивный подход (позитивный образ человека) с учетом транскультурного аспекта;
2.    содержательный подход (динамика конфликта и содержание конфликта);
3.    пятиступенчатая модель в рамках терапии и самопомощи (метатеория).

Позитивный подход – основан на том, что действительными являются не только конфликты и нарушения, а и способность разрешать конфликты, учиться на этом выздоравливать.
Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой болезни или проблемы. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом (проблема) для человека и его социальной группы, выделяя при этом «позитивное» значение: какие позитивные аспекты имеет? Какие преимущества обеспечивает? Какие функции выполняет? Что значит для меня тот факт, что у меня есть это заболевание (проблема)? и т.д.

Содержательный подход – Исследование не больших постоянно повторяющихся событий, маленьких душевных травм (микротравмы), которые, в конце концов, формируют характер, особенно восприимчивый к отдельным конфликтам. Предлагается проводить опрос пациентов, направленный на выявление их готовности к конфликту. Проведение дифференциального анализа, базирующегося на актуальных способностях, как наиболее действенных, активных потенциалах развития и конфликтов.

Пятиступенчатая модель (стратегия) работы с клиентом. Она применима в процессе всей психокоррекционной работы. Ее же можно использовать как технику самопомощи. По пяти ступеням может строиться каждая встреча с клиентом:
1. Наблюдение/дистанцирование;
2. Инвентаризация;
3. Ситуативное ободрение;
4. Вербализация;
5. Расширение системы целей.
Наблюдение/дистанцирование

Цель - дать возможность клиенту дистанцироваться от проблемы и занять позицию наблюдателя.
Инвентаризация

Цель - помочь клиенту увидеть, где берут начало его жизненные установки.
Ситуативное ободрение

Цель - выяснить, что же еще объединяет участников конфликта; какие имеющиеся положительные качества могут создать возможность для менее конфликтных отношений.

Вербализация. Цель - конкретное и конструктивное обсуждение проблемы в атмосфере доверительности и понимания.

Расширение системы целей
Результатом работы на этой стадии должен стать ответ клиента на вопрос: "Что я буду делать, если у меня не будет больше проблем?"
Стадия расширения системы целей помогает клиенту осознать, что у него и у его партнера есть ряд других возможностей, помимо областей, затронутых в конфликте.

 

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

 

БАЗОВЫЙ КУРС. Обучение навыкам психологического и психотерапевтического консультирования с использованием мировоззрения и техник позитивной психотерапии. Теория, практика и личный опыт в методе позитивной психотерапии. Квалификация по окончании обучения – консультант (Сертификат Висбаденской академии последипломного образования, WАAP Германия). Обучение 1 год.

МАСТЕР КУРС. Профессиональное психотерапевтическое образование, соответствующее Европейским стандартам подготовки психотерапевтов и проходящее в рамках специализированных обучающих проектов Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП) и Украинского Союза психотерапевтов. Квалификация по окончании обучения – психотерапевт (Сертификат Висбаденской академии последипломного образования, WАAP Германия). Обучение 3 года.

ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Программа, обучающая базовым положениям, методам и формам работы с семьей в русле позитивной психотерапии. Сертификат семейного консультанта Висбаденской Академии последипломного образования, WAPP Германия. Обучение 1 год.
Интервизионные группы (практико-теоретические занятия, профессиональная поддержка студентов, консультантов, психотерапевтов).
Супервизия (один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой (супервизором), позволяющая психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение).

 

ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ

 

  • В 1999 состоялось официальное признание метода Позитивной психотерапии в рамках Украинского Союза Психотерапевтов (УСП) и основание секции Позитивной психотерапии в составе УСП.
  • В 1996 году метод Позитивной психотерапии признан Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org) и в 2008 году Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org).
  • С 1997 года позитивная психотерапия преподается в школах и университетах Германии как государственная учебная дисциплина.
  • Выпускники обучающих программ по позитивной психотерапии: Базовый курс, Мастер курс имеют право становиться членами Украинского Союза Психотерапевтов, по окончании программы Мастер курса и присвоении статуса психотерапевта (при условии выполнения Европейских стандартов) быть занесенными в реестр психотерапевтов УСП.

Метод не имеет ограничений в работе с разными группами клиентов.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ МЕТОДА

 

Оценка эффективности метода проводилась с помощью Висбаденского опросника форма А до терапии и форма В после терапии. Критерием эффективности была разница между результатами до и после терапии.

Исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденским институтом последипломного образования под руководством доктора мед. наук Носсрата Пезешкиана, в 1997 г. было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард-Мартен-Прайс). Таким образом, позитивная психотерапия стала одним из немногих психотерапевтических методов, получивших научное обоснование эффективности.

Этические Рекомендации предназначены для организаций, являющихся членами ICPP. Они применимы к психотерапевтам, тренерам (преподавателям), студентам, супервизорам и профессионалам, работающим в рамках Позитивной Психотерапии во всем мире.

 

  • ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОХОДИТ СОГЛАСНО СТАНДАРТОВ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ПСИХОТЕРАПИИ (WCP) И ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОТЕРАПИИ (ЕАP).
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ СТРАСБУРГСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И ПРАВИЛ ЭТИКИ EAP.
  • ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ УКРАИНСКОГО ИНСТИТУТА ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ВЕДУТ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНЕРЫ WORLD ASSOCIATION FOR POSITIVE PSYCHOTHERAPY (WAPP, ГЕРМАНИЯ)
  • WAPP ВХОДИТ В ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ПСИХОТЕРАПИИ И ЕВРОПЕЙСКУЮ АССОЦИАЦИЮ ПСИХОТЕРАПИИ.


СМОТРЕТЬ БЛИЖАЙШИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ХАРЬКОВЕ



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Форма входа



Индивидуальное предложение

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ

СЕЙЧАС

Наш опрос

Какие направления тренингов по Вашему мнению являются наиболее важными сегодня?
 

Основание бизнеса (отзывы)



Get the Flash Player to see this player.

time2online Joomla Extensions: Simple Video Flash Player Module

Статистика сайта

Пользователи : 1687
Статьи : 41
Ссылки : 6
Просмотры материалов : 159327

Внешняя статистика

 

Раскрутка сайта - регистрация в каталогах

 

Посетители Online

Сейчас 7 гостей онлайн